Развитие и поддержка юридического портала «Праворуб»

https://pravorub.ru

Портал предоставляет инструменты для профессиональной работы юристов и адвокатов, а также сервисы для их клиентов.

Разрабатывали новые сервисы для монетизации, запускали подпроекты. Поддерживали и развивали старый функционал, рефакторили код и обновляли технологии.

Улучшили видимость в интернете, повысили лояльность ядра пользователей, внедрили платные сервисы.

О проекте

Статистика Праворуба

Портал содержит множество инструментов. Предоставляет возможность найти адвоката, записаться на прием, задать вопрос, обменяться мнениями в публичном и приватном пространствах. Работают сервисы для совместного ведения проектов: формирования команды (юрист, коллеги, клиент), обмена сообщениями, хранения процессуальных документов, просмотра истории работы по делу. Большое число ролей со сложной иерархией и процедурами проверки статусов пользователей.

Обладает уникальной информацией: материалы реальных судебных дел, анонсы рассматриваемых дел, образцы процессуальных документов. Размещено более 20 000 тематических публикаций.

Сервисы разработаны в разное время, на разных технологиях, разными исполнителями. Наличие множества неочевидных внутренних взаимосвязей между элементами портала.

Возраст более 10 лет. Зарегистрировано более 12 000 подтвердивших квалификацию профессиональных экспертов. Посещаемость 225–300 тыс. пользователей в месяц.

О «старых» проектах

Часто бывает, что состоявшийся и превратившийся в самостоятельный бизнес интернет-проект, разработанный пять, 10 или 15 лет назад, сталкивается с проблемами работоспособности и масштабирования, внедрения новых технологий и функционала.

Команда на таких проектах, как правило, меняется несколько раз. Привлекаются индивидуальные исполнители: когда один человек занимается, например, дизайном и программированием. Приглашаются фрилансеры: сделал—сдал—ушёл (или не сделал).

Разработчики в таких проектах используют те технологии и инструменты, которые им удобны. Каждый решает поставленную ему задачу, не учитывая интересы проекта и клиента: перспектив развития, стоимости поддержки.

Со временем подобные проекты могут перейти в статус «legacy» — с устаревшим и неподдерживаемым кодом.

В какой-то момент вопрос встаёт ребром — смерть проекта или развитие. Владельцы начинают искать новые выходы с учётом опыта и нового понимания задач.

Проекты на этой стадии требуют:

  • укомплектованной, слаженной и ответственной команды;
  • высокого уровня проектного менеджмента и культуры коммуникаций;
  • опыта работы команды над разработкой сложных проектов;
  • подходов, обеспечивающих стабильную работу при модернизации;
  • желания команды и специалистов заниматься подобными проектами.

Выбор исполнителя

С руководителем портала мы познакомились за несколько лет до старта работ — он искал команду для поддержки портала. И хотя тогда нам не удалось договориться, но у нас сложились доверительные и партнерские отношения. Благодаря этому о нас вспомнили в нужный момент.

Этапы работ

Первоначально мы провели технический аудит и аудит безопасности портала, потому что на проекте ведется работа с конфиденциальной информацией.

В результате выявили основные проблемы, с которыми столкнёмся:

  • отсутствие технической документации;
  • отсутствие технических специалистов на стороне клиента и возможности получения консультаций со стороны предыдущих разработчиков;
  • отсутствие системности в применении программного обеспечения: разные технологии, конфликты между ними;
  • отсутствие единого code style, разные системы сборки исходного кода.

Наличие таких проблем ведёт к увеличению вероятности возникновения непредсказуемых ошибок при внесении изменений в код.

После технического аудита и аудита безопасности мы исправили критичные проблемы.

Затем мы начали выполнять простые «боевые» задачи, чтобы погрузиться в код и задокументировать ключевые его куски, понять взаимосвязи.

Иногда соотношение трудозатрат могло доходить до 1:5 — одна часть времени непосредственно на выполнение задачи к пяти частям погружения и документирования. Документировать проект мы начали с разных сторон: и с технической (код, технологии, программное обеспечение), и со стороны описания сценариев работы функционала.

Затем мы перешли к планомерному развитию имеющихся инструментов, разработке нового функционала, внедрению дополнительных сервисов для монетизации проекта, комплексной разработке (от аналитики до внедрения) подпроектов-сателлитов.

Взаиморасчёты проводили по схеме Time&Material. Оплату фактически затраченных часов мы используем в проектах с максимальной степенью неопределенности. Подход позволяет обеспечить высокую гибкость и скорость разработки.

Коммуникация с клиентом

Качество коммуникаций в подобных проектах очень важны. Они должны носить частый, систематический и постоянный характер. Наличие планов, отчетов, описаний вариантов решений позволяет снизить вероятность появления спорных вопросов и проблем. А появляющиеся артефакты и документы должны постепенно снижать зависимость клиента от конкретного разработчика.

На «Праворубе» клиент всегда был в курсе происходящего на проекте. Мы совместно обсуждали варианты развития и возможные последствия, принимали решения.

Хорошо показали себя наши внутренние регламенты проектной работы и взаимодействия с клиентами: внутрикомандные ретроспективы, еженедельные митинги с клиентом, предоставление подробных отчетов и планов в разрезе недельных работ и конкретных крупных задач.

Примеры проделанной работы по проекту

Запустили сервис управления мероприятиями

Администраторы портала получили возможность самостоятельно, без участия разработчиков, создавать и сопровождать мероприятия для профессионального сообщества.

Сервис позволяет формировать самостоятельный сателлит со своим поддоменом. Мероприятия активируются и архивируются исходя из настроек дат. Участники имеют возможность оставить свои комментарии.

Сервис управления мероприятиями

Для мероприятия в один клик создаётся сателлит

Размещается информация о мероприятии и его программа

Формируются списки организаторов и участников

Подключается модуль оплаты

Каждое мероприятие имеет свой список участников и организаторов; они формируются как из базы существующих пользователей, так и дополняются новыми участниками и гостями. У всех участников — пользователей портала — на время проведения мероприятия активируется значок участника, размещенный на аватаре.

Пользователи могут оплатить участие со внутреннего счета или банковской картой. Управление ценообразованием происходит из административной части. Предусмотрена возможность настройки системы скидок.

Разработали функционал подбора специалиста

Портал получил возможность предлагать услугу подбора профильного специалиста, подходящего для решения конкретных проблем и вопросов:

  1. Заказчик оставляет заявку на подбор специалиста.
  2. Заявка обрабатывается и анализируется сотрудниками портала, ищутся потенциальные исполнители. При подборе исполнителей учитываются статус пользователя портала и готовность участия в системе подбора специалистов.
  3. Список подходящих специалистов передается заказчику.
  4. Заказчик выбирает специалиста.
  5. По факту подтверждения согласия обеих сторон о сотрудничестве, координатор портала создаёт «Дело», где оказывает содействие в работе и взаиморасчётах сторон.

Обновили программное обеспечение

На проекте проведено масштабное обновление программного обеспечения на актуальные версии.

Отрефакторили из задокументировали код

На протяжении всей работы на проекте параллельно и непрерывно велись работы по рефакторингу кода, написанию тестов, документированию кодовой базы и спецификации проекта.

Запустили процесс разработки новой административной части

Сформирован план и запущен процесс по переходу на новую административную часть. Старая «админка» имела устаревший и местами не поддерживаемый код, не отвечала современным требованиям с точки зрения юзабилити.

Модернизировали блоги

Проведены работы по анализу и переработке логики работы с блогами и публикациями пользователей. Реализован функционал по автоматическому созданию блогов компаний. Этот функционал значительно снизил нагрузку в сопровождении и обслуживании портала и упростил участие в проекте зарегистрированным компаниям и их руководителям.

Отзыв клиента

В работе с командой «Студии 15» радует системность, плановость и комплексность подходов к решению всех текущих и перспективных задач, готовность вникнуть в суть каждого инструмента портала, и понять как именно он будет использоваться пользователями, причем не с позиции: «как удобнее и проще программистам», а именно «как нужно пользователям портала, исходя из специфики их повседневной работы».

Морохин Иван Николаевич, уполномоченный представитель администрации портала «Праворуб» в России.

Вашему проекту нужно развитие? Оставляйте заявку →