Как ускорить создание оригинальных информационных страниц сайта при помощи шаблонов веб-редактора

Как наполняется большинство сайтов

Любой контент-менеджер обязан знать и владеть навыками работы в WYSIWYG редакторах контента (What You See Is What You Get — что видишь, то и получишь). Для тех, кто не знает что это такое, поясним — это текстовый редактор, который работает с версткой, умеет её отображать и редактировать. Вы просто пишете контент и форматируете текст, словно работаете в Word'е, а на выходе получаете html, который можете сохранить в базу данных и потом отобразить на странице. Подобным инструментом легко смогут пользоваться все, абсолютно никаких знаний HTML и CSS здесь не нужно.

Примерно так выглядит большинство WYSIWYG редакторов:
WYSIWYG редактор

Большинство сайтов наполняются при помощи подобного инструмента.

Здесь есть весь необходимый функционал: форматирование текста, вставка изображений и видео, создание ссылок, вставка таблиц и многое другое. На худой конец, можно даже открыть исходный код и работать с ним.

Поэтому для некоторых категорий сайтов подобный инструмент, установленный «из коробки» не достаточно удобен. В частности, это сайты с большим объемом информационного содержания, с несколькими ответственными за занесение контента лицами и с требованиями гибкого представления различных информационных блоков. К таким сайтам относятся, в первую очередь, новостные порталы, специализированные интернет-издания, справочные ресурсы.

Что делают, если контент нужно представить оригинально?

Значительные трудности для контент-менеджера, использующего веб-редактор, представляют задачи, связанные с использованием сложных информационных или функциональных блоков на страницах сайта. Например, вставить в середину страницы оригинально оформленный элемент с контактами сотрудника, или между двумя абзацами добавить фотогалерею с кликабельными фотографиями, разместить блок последних новостей по теме и т. п.

Некоторые крупные издания используют собственные авторские разработки, для обеспечения возможности гибко предоставлять различные материалы.

Не многие в сайты встраивают конструкторы контента (контент-билдеры, визуальные конструкторы, Content Construction Kit) — инструменты, позволяющие создавать страницы из виджетов. Пример — процесс создания страниц в современных SaaS конструкторах сайтов. Данный подход при разработке собственного сайта упирается в проблему гибкости настройки имеющихся на рынке инструментов и возможностей их интеграции и дальнейшего сопровождения. Код тех решений, с которыми нам приходилось работать, мало поддерживаем.

Остальные долго и мучительно разрабатывают такие страницы по сценарию самостоятельного мини-проекта. Это когда разработка каждой информационной страницы сродни созданию лендинга: составление технического задания, формирование контента, прототип, отрисовка и утверждение макета дизайна, верстка, программирование и тестирование. Обновлять страницы, созданные по такой механике, тоже неудобно и накладно, чаще всего их могут править только верстальщики. А знания того, какие блоки верстки с других страниц могут быть заимствованы на новой, сложно передаются между специалистами. В итоге может получиться хорошо, но долго и дорого.

Например, раньше наше портфолио наполнялось при помощи веб-редактора «из коробки». Но, по мере роста сложности реализуемых работ все сильнее требовалось показывать в портфолио уникальность проектов, использовать новые визуальные решения, блоки, анимации и т. д.

Поэтому с течением времени мы пришли к наполнению страниц нашего портфолио другим способом. Мы использовали уникальные дизайнерские решения для описания каждого проекта в портфолио. Некоторые работы выставлялись в виде сверстанных страниц, никак не подключенных к административной системе сайта, некоторые подключались частично.

В ход шли слайдеры, блоки цитат клиентов, представление работ в виде реальных устройств с возможностью интерактивного переключения между ними и многое другое.

Для того, чтобы наше портфолио по визуальной составляющей и содержанию соответствовало нашим работам, в его формировании принимало участие большое количество специалистов:

  • Product Owner, Project Manager, а также остальная команда проекта — для формирования первоначального содержания страницы проекта и расстановки акцентов на ней.
  • Редактор и маркетолог — для формирования окончательного содержания страницы.
  • Контент-менеджер — для наполнения веб-страниц содержимым.
  • Проектировщик и/или дизайнер — для придания информации красивой формы.
  • Верстальщик — для воплощения придуманной дизайнером формы в виде сверстанной страницы.
  • Программист — для вывода необходимой информации из базы данных или подключения другого сложного функционала.
  • Тестировщик — для обеспечения уверенности, что всё работает как надо.

Дополнительные условия — обеспечить адаптивность и оперативно вносить изменения по предложениям от заказчика работы.

Добавим сюда загрузку команды по коммерческим проектам, которая всегда у всех заказных разработчиков приоритетнее внутренних работ. И получаем большие трудозатраты, размазанные не очень ровным слоем на многие месяцы.

Зато работы в портфолио при таком подходе получаются полностью уникальными.

Решение с использованием шаблонов веб-редактора

Мы решили оптимизировать процесс. Хотя бы с технической стороны сделать его не таким долгим и дорогим, как при разработке самостоятельной страницы, а результат не таким шаблонным, как при использовании веб-редактора из коробки. Идеальный вариант — дать контент-менеджеру инструмент, позволяющий ему максимально самостоятельно наполнять страницы, используя уже готовые блоки верстки, из подготовленного ранее верстальщиком и дизайнером набора. Причем набор должно быть легко сопровождать, пополнять и вести учёт уже используемых блоков.

Дополнительный бонус — проработать механизм использования подобного подхода для клиентских проектов. Для тех, где важно уметь гибко и быстро представлять большие объемы информации (СМИ, информационные порталы, корпоративные сайты с большим количеством по разному структурированного контента, особенно в условиях наличия более одного контент-менеджера на проекте).

Основным принципом, позволившим нам реализовать решение, стал принцип разбиения верстки на независимые, самостоятельные блоки, из которых потом можно строить страницы, как из кирпичиков. Такими элементами изначально стали: слайдер, спойлер, блоки цитат, комментарии, макеты браузеров с изображением сайтов, врезки и др.

Данные блоки готовятся совместно дизайнером и верстальщиком лишь на этапе их создания. Дальнейшее их использование в любом составе и порядке, а также возможность редактировать содержимое этих блоков, и являлось основой построения страниц.

Для воплощения решения мы решили использовать функционал шаблонов редактора TinyMCE. Способ реализации, заложенный в него, показался нам самым удобным, относительно других WYSIWYG редакторов.

В веб-редакторах есть возможность вставки шаблонов или плагинов:
Выбор шаблона в редакторе

Шаблон — это подготовленный заранее фрагмент верстки, который при выборе можно вставить в нужное место.

Многие разработчики знают, что этот функционал у веб-редакторов имеется, но редко кто реализует его в своих проектах. Это требует времени на изучение, дополнительных трудозатрат в каждом проекте, систематизации имеющихся наработок внутри проекта и поддержания их актуальности в процессе дальнейшего использования.

Ниже приведем пример создания блока цитаты, который на сайте будет выглядеть подобным образом:
Вставка шаблона цитат

Выбирается пункт меню «Вставить шаблон». В появившемся диалоговом окне выбираем один из предопределенных нами шаблонов.

Шаблон легко наполняется привычным способом — картинка заменяется другой картинкой, текст стирается и пишется новый:
Редактирование шаблона цитат

Ниже показано, как без привлечения верстальщиков шаблон цитаты становится цитатой Николая Второго:
Редактирование цитаты

Подобным образом можно добавлять сколько угодно блоков на страницу, а лишние блоки легко удалять.

Даже сложные блоки, такие как, например, слайдеры, можно легко вставлять на страницы через редактор.

На примере ниже можно увидеть процесс наполнения слайдера изображениями:
Редактирование слайдера

И конечный результат:
Слайдер

Теперь процесс создания новой страницы стал в чем-то походить на работу в модных современных конструкторах лендингов Тильда, ReadyMag и т. п.

Вот некоторые реализованные при помощи шаблонов блоки с разных проектов:

Продукт
Факты и цифры
Фотогалерея
Контакты
Джамботрон
Спецификация
Партнеры
Преимущества
Описание
Производительность

Итоги

Сейчас в рамках нашего сайта реализовано около 20 различных блоков верстки. Добавление каждого нового блока обходится примерно в 3-5 часов работы дизайнера, верстальщика, тестировщика.

Внедрив использование шаблонов на нашем сайте, мы получили такие результаты:

  • Сократили трудозатраты по формированию страницы портфолио в 3-5 раз, при сохранении уникальности конечной страницы.
  • В разы сократили среднее время появления таких страниц на сайте. Работа в портфолио может появиться уже через несколько часов после запуска нового проекта. Причем первоначально она может выглядеть просто как короткий текст, затем могут появиться простые блоки, а потом постепенно наполняться сложным визуалом.
  • Минимизировали участие в процессе технических специалистов (верстальщиков, программистов, дизайнеров).
  • Верстальщик теперь нужен только для верстки новых шаблонов и подключения их в редактор. В наполнении сайта он больше не принимает участие и спокойно занимается своими задачами.
  • Дизайнер нужен только на этапе отрисовки визуального отображения новых блоков верстки.
  • Контент-менеджер теперь имеет возможность в привычном для него инструменте использовать сложную верстку для наполнения страниц содержанием, при этом уже в процессе работы видеть как будет выглядеть страница.
  • В любой момент времени при наполнении новой страницы контент-менеджер имеет доступ к полному списку доступных для использования блоков верстки.

Помимо этого мы проработали механизм использования подобного подхода для клиентских проектов: тех, где важно уметь гибко и быстро представлять большие объемы информации.

В частности, на сайте ТПУ редакторы работают, используя около 30 подобных шаблонов, контент-менеджеры Элекарда формируют лендинги продуктов также используя уникальные шаблоны, подготовленные в процессе разработки сайта. Исполнителям очень нравится как процесс, так и результат.

Это решение мы теперь предлагаем к реализации и для новых, и для старых проектов.

Мы опишем детали технической реализации, подводные камни интеграции шаблонов с редактором в следующей статье, если будет интерес к данной теме.