«Студия 15» открывает «Центр развития информационных технологий в муниципалитетах»

Как мы пришли к этому

Около 15 лет один из фокусов нашей работы — разработка сайтов для территорий, а также государственных и муниципальных органов и учреждений. Этим мы отличаемся от большинства веб-разработчиков (но не только).

Началось с профессионального образования гендиректора — «Государственное и муниципальное управление». И потом пошло-поехало...

Уже в начале 2000-ых мы плотно работали с различными органами власти. Тогда же начали вести собственные проекты в сфере регионального брендинга, причем без участия власти — порталы, CD, базы фотографий, бумажные информационные бюллетени...

Потом были первые сайты районов. Приходилось ездить за 100-300 км от областного центра, часто по не асфальтированным дорогам, ходить по кабинетам в обладминистрации, проводить семинары и участвовать в конференциях. Делалось это, чтобы рассказать людям про возможности и преимущества интернета и зачем, например, администрации райцентра сайт. Как мы тогда говорили — занимались «просветительством в полях». Ничего не сдвинулось с места до тех пор, пока на одном собрании глав районов в обладминистрации мы не предложили первым трем, поднявшим руку, сделать сайты бесплатно. Сделали, кстати, тогда только двум, потому что третий район так и не предоставил информацию для наполнения сайта. Через пару лет в нашем регионе муниципалитетов (тогда это были только районы и города) с сайтами было уже более 80 %.

Затем началась реформа местного самоуправления, появились сельские и городские поселения. За счет стандартизации подхода мы смогли предложить типовое программное решение, которое давало возможность централизованно вносить изменения в код. Да, это был SaaS, но такого термина тогда еще не было. Решение позволяло быстро реагировать на изменение требований к сайтам и снизить стоимость услуг для каждого отдельного клиента. Помимо этого, мы предложили дружественный подход в сопровождении, чем удивили клиентов — муниципалам мало кто тогда (да и сейчас ситуация не изменилась) уделял внимание, плюс у них имеются особенности, которые нужно учитывать при выстраивании длительных отношений.

С тех пор сменилось три или четыре версии ядра системы — технологии не стоят на месте.

Изменились и подходы к дизайну — в 2018 г., например, на некоторых муниципальных ресурсах внедрили разрабатываемый для федеральных сайтов гайдлайн от команды «Дизайн государственных систем России», проявили инициативу «снизу».

Меняются требования законодательства. Соответствие «для галочки» нужно, но более приятно осознавать, что сделано больше необходимого, полезное и работающее. Например, ведем собственный open source проект по адаптации сайтов для слабовидящих и незрячих людей.

Параллельно с муниципалами делалось много крупных порталов для продвижения и брендинга стран и регионов, инфраструктурных интернет-проектов. Одних только сайтов региональных СМИ было с десяток. Ещё были информационные мультиязычные порталы, сервисы...

Некоторые разрабатываемые ресурсы в итоге меняли процессы в непосредственной работе заказчика. Так, например, случилось с одним из первых в РФ региональных аналогов тогда ещё будущего федерального портала «Госуслуги», который появился примерно через пять лет. Еще один уникальный опыт состоял в выходе органов власти в сферу электронной коммерции в интересах территории. Да, иногда нам кажется, что мы опередили время лет на пятнадцать.

Постепенно мы стали занимать заметные позиции в рейтинге разработчиков сайтов органов власти (по версии «Рейтинга Рунета»), в некоторых номинациях сейчас находимся на 1–5 месте среди тысяч участников рынка веб-разработки.

Были и собственные проекты. Знающие люди говорят, что один из таких проектов стал первым официально зарегистрированным электронным СМИ в нашем регионе, он же имел зарегистрированный товарный знак, что и через 15 лет редкость для интернет-ресурса.

В общем, теперь у нас есть опыт из сотен разработанных и модернизированных государственных/муниципальных сайтов и нескольких тысяч договоров на сопровождение. От простых сайтов-визиток, до сложных информационных и функциональных веб-систем. Для разной целевой аудитории — жители территории, избиратели, госслужащие, журналисты, инвесторы и др.

Мы понимаем как и где болит у муниципалов в области информационных технологий, и стараемся лечить, а не снимать симптомы.

Мы против бюрократии ради бюрократии, но понимаем её необходимость и умеем с ней работать. С другой стороны — мы из бизнеса — эффективные, конкретные, нацеленные на результат.

У нас имеется выстроенная сеть крепких внутри- и межрегиональных партнерств, которая может закрывать весь спектр смежных работ.

Но главное — интерес и желание улучшить жизнь глубинки за счет применения информационных технологий.

Наши цели и задачи

Главная цель — повышение эффективности использования информационных технологий на муниципальном уровне в РФ.

Проблемы требующие внимания:

  1. Непонимание на местах возможностей информационных технологий ни для внешнего, ни для внутреннего позиционирования органов власти и учреждений.
  2. Слабое использование возможностей информационных технологий для повышения эффективности работы служащих.
  3. Отсутствие информации на языке, понятном массовому муниципалу, а также удобного интерфейса коммуникации с экспертами. Пока, зачастую, квалификация федерального и регионального служащего отличается от муниципального, и не только во владении информационными технологиями.
  4. Низкое качество текстового и медиа контента на сайтах, вплоть до того, что размещаемый контент вредит интересам территории, бизнесу, власти, жителям...
  5. Внедрение дорогих, не соответствующих законодательству, не решающих (или создающих) проблемы, сложно поддерживаемых компонентов, решений, технологий.

Текущие планы

  • Создание контента для обучения служащих (база знаний, вебинары, рейтинги, рассылка и др.).
  • Развитие SaaS и продолжение выкладывания наработок для всеобщего использования (open source).
  • Выявление, локализация и приоретизация проблем для возможной автоматизации внутренних процессов муниципалитетов.
  • Объединение муниципалитетов в единое информационное поле на примере агрегатора новостей муниципальных образований (для Томской области на финальной стадии).
  • Разработка информационно-аналитического портала для муниципальных служащих с целью аккумулирования информации и предоставления сервисов.

Если кратко — хотим сделать в сфере информатизации местного самоуправления то, что сделали специализированные веб-сервисы (например, «Эльба») в бухгалтерии для малого бизнеса и современные банки (например, «Тинькофф») в интернет-банкинге — понятность и удобство для всех участников процесса.