По итогам «Города IТ»: Состояние томского рынка интернет-технологий

Александр Оленёв,
директор
По итогам анкетирования получилось довольно глубокое исследование с интересными результатами.

Исторически так сложилось, что конференцию посещают как представители IT-сообщества Томска (исполнители услуг), так и специалисты заказчиков. Поэтому мы сделали единую анкету для обеих категорий гостей, для того чтобы в дальнейшем сравнить ответы с двух сторон баррикад.

В качестве главной задачи проведения подобного рода анкетирования мы видели повышение эффективности совместной работы над IT-проектами, определение общего состояния местного рынка интернет-технологий, а также констатацию разрывов между заказчиками и исполнителями услуг.

К сожалению, подобного рода исследований в Томске не проводилось довольно давно. Поэтому сравнивать результаты не с чем, кроме как с нашими внутренними ощущениями. В принципе, итоги подтверждают большинство выдвинутых нами гипотез.

Репрезентативность исследования, конечно, не абсолютна, но пищу для размышлений дает.

Итак, посмотрим на итоги.


Какова, по вашему мнению, справедливая стоимость разработки среднего корпоративного сайта без каталога продукции с типовым набором функционала и уникальным дизайном?

Конечно, ни один разработчик не ответит на подобный вопрос точно (хотя именно это самый популярный запрос заказчика), но нас интересовала ориентировочная стоимость, «вилка» для подобного рода работ.

Средняя стоимость у исполнителя — 112,5 тыс. рублей, у заказчика — 58,7. Разница в 1,9 раза! Вот и первый разрыв. Дальше — больше. Стоимость разработки сайта у исполнителя колеблется от 20 до 500 тыс. рублей, у заказчика от 9 до 150 тыс. рублей.

Половина респондентов-заказчиков считают что подобный сайт должен стоить не более 40 тыс. рублей, а около половины исполнителей считают что стоимость разработки не может быть меньше 80 тыс. рублей.

Кстати, средняя стоимость разработки корпоративного сайта в русскоязычном сегменте интернета по данным аналитического портала рынка веб-разработок www.cmsmagazine.ru составляет около 110 тыс. рублей, а в Томске — около 80 тыс. рублей.


Какова, по вашему мнению, справедливая стоимость разработки среднего интернет-магазина с типовым набором функционала и уникальным дизайном?

Средняя стоимость у исполнителя — 181,3 тыс. рублей, у заказчика — 72,5. Разница выросла с 1,9, до 2,5! Для исполнителя интернет-магазин сложнее корпоративного сайта на 60%, а для заказчика — всего на 25%.

Стоимость разработки интернет-магазина у исполнителя колеблется от 30 тыс. рублей до 1 млн рублей, у заказчика — от 15 до 150 тыс. рублей (максимальная оценка здесь одинаковая что для корпоративного сайта, что для интернет-магазина, то есть, заказчик в принципе не готов платить более 150 тыс. рублей за интернет-ресурс).

Практически половина заказчиков считают справедливой стоимость для интернет-магазина сумму до 70 тыс. рублей и практически 90% — до 110 тыс. рублей. В таком ценовом диапазоне готовы работать только 56% исполнителей. Остальные 44% рассчитывают на 12% заказчиков, способных «потянуть» такой бюджет.

Средняя стоимость разработки интернет-магазина в русскоязычном сегменте интернета (по данным портала www.cmsmagazine.ru) составляет около 160 тыс. рублей, а в Томске — около 130 тыс. рублей.


Какой средний срок разработки подобного интернет-магазина?

Оценки были самым разными: от 10 дней до 6 месяцев у исполнителей, и от тех же 10 дней до 3 месяцев у заказчиков. Средний срок разработки

интернет-магазина — 2,2 и 1,6 мес. для исполнителя и заказчика соответственно. Разница в оценке около 40%.


Какое количество различных специалистов должно быть задействовано в разработке такого интернет-магазина?

На этот вопрос исполнители и заказчики ответили практически одинаково (разница «всего» в 20%) — 4,8 и 3,9 человека. Но вот разброс в ответах очень широкий — от 1 до 10 человек.


Какой процент вашего рекламного бюджета приходится на интернет?

Ответы на этот вопрос подтвердили предположение, что

IT-компании в основном продвигаются через интернет (в среднем, 65% рекламного бюджета уходит на данный канал), тогда как заказчики тратят на онлайн-продвижение немногим менее половины своих бюджетов — 47%.


Какие способы продвижения своих услуг вы используете в интернете?

Интересен тот факт, что по всем направлениям, кроме использования специализированных досок объявлений, лидируют заказчики. Более 5 инструментов в своей работе используют 27% исполнителей и 41% заказчиков. Судя по всему, исполнители уже выбрали для себя наиболее эффективные инструменты.

Наиболее популярным каналом являются социальные сети (хотя полезность такого продвижения эксперты часто ставят под сомнение). Удивительно видеть контекстную рекламу, которая является продающим инструментом на 2–3 позиции.


Какие из этих способов продвижения вы заказываете у сторонних исполнителей?

Исполнители заказывают реже заказчиков, и не более чем 18% от работ по каждой из услуг. Никто не заказывает, хотя используют достаточно часто,

e-mail рассылки и размещение на специализированных досках объявлений. Дополнительно к этому исполнители не заказывают продвижение в социальных сетях. По всем направлениям продвижения респонденты, в основном, занимаются самостоятельным продвижением.


Далее мы попросили респондентов оценить в комплексе исполнителей/заказчиков услуг на местном рынке интернет-технологий по пятибальной шкале (насколько вы удовлетворены своими партнерами, качеством их работы, общением, профессионализмом, стоимостью услуг и так далее). Заказчики оценивали исполнителей, а исполнители заказчиков.

Была получена одна оценка «1» — так оценили заказчиков и одна «5» — так оценили исполнителей. Средняя оценка, присвоенная заказчикам — 3,02, а исполнителям — 3,43. Разница средней оценки в 12% не такая большая, но все-таки уже заметная.


Что больше всего вам не нравится в местных исполнителях/заказчиках?

Не беремся обрабатывать ответы в цифры, но приведем некоторые наиболее часто встречающиеся мысли:

Мне не нравится в местных заказчиках:

  • Неготовность воспринимать и понимать то, что разработка — вещь не простая и требует часто значимых вложений со стороны заказчика.
  • Мозго…ы, непрофессионалы.
  • Слабый уровень погруженности в web, сложность в донесении информации, непонимание специфики работы IT.
  • Отсутствие одного лидера, принимающего решения.
  • Низкие профессиональные компетенции.
  • Низкие бюджеты. Не ценят качественные услуги. Нежелание платить за хорошие решения.
  • Необязательность, низкий уровень.
  • …Иногда пытаются обманывать и жаловаться на менеджеров.

Мне не нравится в местных исполнителях:

  • Отсутствие выбора и конкуренции.
  • Шаблонность и стандартность мышления.
  • Мало креатива, банальные макеты (но это зависит от бюджета).
  • Фраза: «Дайте огромный бюджет и мы сделаем ОГО-ГО! Но показать ничего пока не можем».
  • Операторы call-центров службы поддержки.
  • Невнимательность к запросам клиента.
  • Несвоевременное исполнение.
  • Завышенные цены при недостаточном профессионализме.

Как часто вы посещаете сайты местных СМИ и контентных проектов?

Около 30% респондентов (почти одинаковый процент исполнителей и заказчиков) практически не посещают местные контентные проекты и сайты СМИ. Никто не ограничивается только местными проектами, хотя не так давно многие довольствовались только местными ресурсами. Заказчики более часто используют местные проекты.

Выводы

Из глобальных выводов результатов анкетирования отметили бы следующее:

Разница между исполнителями и заказчиками существует!

Имеется существенный разрыв в понимании объемов и стоимости работ, связанных с разработкой интернет-ресурсов. Исполнители не уделяют должного внимания разъяснению объемов закладываемых в сметы работ.

Исполнители ждут от заказчиков профессионализма и больших бюджетов, а заказчики от исполнителей «креатива» и/или низкой стоимости услуг.

Заказывать услуги продвижения на стороне пока готовы немногие.

Источник: Томский обзор

Все записи