Александр Оленёв, «Студия 15»: «В технологическом бизнесе главное — люди»

Накануне в Томске состоялось роуд-шоу институтов развития Russian Startup Tour — мероприятие, имеющее своей целью «открыть миру» перспективные инновационные проекты, востребованные на высокотехнологичном рынке и помочь молодым разработчикам выстроить наиболее эффективные стратегии реализации собственных идей.

О пользе подобных мероприятий для технологических предпринимателей, специфике сферы в Томской области и ее главных проблемах рассказывает представитель томского IТ-сообщества, генеральный директор «Студии 15» Александр Оленёв.

Александр, что подразумевает термин «технологическое предпринимательство»? В чем его ключевые особенности?

— Как я его для себя понимаю, это предпринимательство, основная идея которого лежит в некой инновационной идее или в разработке инновационного продукта на основе новых знаний или технологий. В первую очередь, для него характерна высочайшая степень неопределенности, именно этим технологический бизнес отличается от нетехнологического. Недавно мой друг, который занимается «обычным» бизнесом, заметил: «Не понимаю вашего интернета и связанных с ним проектов. Магазин, завод — это бизнес, а интернет — так, игрушки!». Многие так и думают. По данным последних исследований, около 1,5–2% выпускников вузов хотят стать предпринимателями. Доля процента тех, кто из них захочет заниматься именно технологическим бизнесом, полагаю, не очень высока. Хотя такие люди нам нужны, они же двигают прогресс, придумывают что-то новое. Их надо холить, лелеять, бережно взращивать, обучать, лишь бы они не бросили эту затею, не передумали, и не решили стать чиновниками или работниками Газпрома, о чем сейчас мечтает большинство.

Другая важная особенность такого бизнеса в том, что его главная ценность — это люди, команда. В «обычном» предпринимательстве значимы заводы, товары, структура, магазины. А в технологическом отсутствие людей ничем другим не компенсируешь. Отсюда вытекает еще одна особенность: большая часть затрат в этом виде бизнесе — это зарплата. Если, например, на заводе средства идут на содержание инфраструктуры, производства, а зарплата составляет сравнительно небольшую долю расходов, то в технологическом бизнесе все иначе.

А как сегодня обстоит ситуация с технологическим предпринимательством в Томской области?

— По статистике, в Томской области около 500 инновационных предприятий, мы можем прогнозировать, что большинство из них — технологические. Еще есть большой пласт предпринимателей, работающих на зарубежный рынок. Они не пользуются инфраструктурой поддержки бизнеса, поэтому оказываются неучтенными. Другое дело, что известных технологических предпринимателей у нас совсем немного, буквально 2–3 человека. Это минус.

Если мы хотим поддерживать молодежь, которая подумывает о технологическом бизнесе, то нужно обязательно показывать им «людей с флагом», демонстрировать успешные примеры.

Нужно проводить системную работу по пиару, показывать студентам, чего они могут добиться. Например, Дениса Шергина, чья компания занимается разработкой программных кодов для 3D-моделирования, в Томске знали немногие, пока он в феврале не появился на обложке Forbes.

И кто, по-вашему мнению, должен заниматься пиаром технологического бизнеса?

— Давайте, как в детективах, исходить из того, кому это выгодно. Инновационное предпринимательство нужно власти, университетам, бизнесу, они и должны как-то договариваться между собой. В идеале, нужно создать фонд, который популяризировал бы технологический бизнес. Очень значима и привлекательность территории, что невозможно развивать без поддержки власти. Проблемы, конечно, есть. Например, университет хочет повысить свои показатели в рейтингах, привлечь больше студентов из других стран. Молодые люди начинают читать про вуз, подумывать, что здесь было бы неплохо учиться, потом начинают собирать информацию о городе. И вот тут важный вопрос — насколько привлекательным он им покажется.

А насколько полезны такие мероприятия как Russian Startup Tour для представителей технологического предпринимательства? Действительны ли они приносят реальную пользу?

— Город у нас небольшой, закрытый, с финансированием все очень непросто. Технологическому бизнесу крайне важно получать инвестиции на старте, а подобные мероприятия как раз способны помочь их привлечь. Замечаю, что в последнее время активизировались различные фонды, начали систематически приезжать в Томск. Главное, чтобы в итоге их визиты не привели к покупке наших команд и приглашению специалистов в другие города.

Как сейчас обстоит ситуация с утечкой кадров из Томска? И как технологическому бизнесу, учитывая значимость команды, возможно с ней бороться?

— Утечка, разумеется, есть. Только в нашей компании за последние пару лет несколько человек уехали в другие города. А если посмотреть на всю отрасль, то речь пойдет о сотнях людей. Как бороться? От этого никогда не возможно застраховаться на 100%. У нас есть фактор, который невозможно изменить — это климат.

Когда человек доходит до серьезного уровня оплаты труда, для него уже не принципиально важно, что в другом месте зарплата будет выше или ниже на 20–30%. Более актуальными становятся уже другие вопросы: воспитание детей, их образование, здоровье, собственный комфорт. Многие просто не выносят нашей зимы и поэтому принимают решение о переезде.

Другой минус: Томск — это пресловутый транспортный тупик. Люди интеллектуального труда хотят развиваться, путешествовать, бывать в Европе на семинарах. Из Томска, конечно, можно летать в Москву, но это обходится дорого с точки зрения и денег, и времени, и здоровья. На это мы тоже не в силах повлиять. Хотя есть и другие причины переездов, с которыми в какой-то степени можно бороться.

Особая экономическая зона дает технологическим предпринимателям в Томске определенные преимущества?

— Она была создана именно для того, чтобы помогать таким предприятиям, поэтому, разумеется, плюсы есть. Бизнес получает налоговые, таможенные преференции. С другой стороны, есть и проблемы. Много средств у предпринимателей забирает аренда помещений, хотелось бы, чтобы она была ниже. Насколько мне известно, в ОЭЗ стоимость аренды практически не отличается от городской. Надо учитывать и тот момент, что под флагом продвижения инновационных предприятий весь город получил такие серьезные блага, как транспортная развязка, строительство дорог. Эти деньги были потрачены не на развитие инноваций, а на общегородскую инфраструктуру, поэтому те цифры, которые фигурируют в бюджетах на поддержку технологического бизнеса, в реальности несколько другие.

Каковы, по-вашему, перспективы развития технологического предпринимательства в Томске? Чего ждать в этой сфере в ближайшие 5–10 лет?

— Не могу дать ответа на этот вопрос, поскольку это бизнес в условиях полной неопределенности. Кто еще месяц назад мог сказать, что «WhatsApp» стоит 16 миллиардов долларов, хотя компания, создавшая этот мессенджер, была основана менее пяти лет назад? А недавно появилась такая новость.

Продавать инновационный продукт удобнее, конечно, находясь ближе к его рынку сбыта. Если сделать интернет-стартап, то продакшн, разработку продуктов, проектов, можно оставлять в Томске, но команда людей должна быть и там, где деньги, рынок, продажи, инвестор. Хотя технологическое предпринимательство — настолько неопределенная субстанция, что, возможно, в скором будущем выяснится, что у нас в городе создана некая вещь, которую Microsoft или Google купили за серьезные деньги и решили оставить продакшн в Томске, и он превратится в «Нью Васюки». Сложно что-то прогнозировать. И очень важно для территории не упустить свой шанс. Томск выделяется среди остальных регионов России, здесь есть все предпосылки для того, чтобы стать конгломератом технологических предприятий. Много вузов, власть, много лет заинтересованная в инновационном бизнесе (пока еще правда не до конца ясно, насколько у новой власти сильна преемственность в этой заинтересованности), кадры.

Из безработных людей в Томске по статистике 40% — с высшим образованием. Значит, с потенциалом все в порядке, кадры есть, только нужно их грамотно использовать.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина

«В технологическом бизнесе главное — люди»